АДМИНИСТРАЦИЯ
ВИННИЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОДПОРОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ (ПРОЕКТ)
от октября 2024 года №
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда
В связи с приведением в соответствие действующему законодательству нормативно-правовых актов администрации Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, исходя из положений ч.ч. 2, 3 статьи 217 Трудового Кодекса Российской Федерации, администрация Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить Положение о системе управления охраной труда согласно приложению.
- Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования на сайте администрации Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области - https://винницы.рф
- Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Заместитель
главы администрации А.А. Каляшова
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Винницкого сельского поселения
от .10.2024 года №
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда (СУОТ) в администрации Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области
Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда и процедуры по достижению этих целей. Настоящее Положение устанавливает требования к системе управления охраной труда (далее – СУОТ), в том числе к проведению внутреннего контроля соблюдения требований охраны труда в администрации Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация). Данное Положение разработано в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ – Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ с изменениями и дополнениями) и Положения о СУОТ, утвержденного приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 года № 776н. Положение является руководством по созданию и совершенствованию системы управления охраной труда в администрации, а также интеграции элементов этой системы в качестве составной части общей политики и управленческих мероприятий.
1. Общие положения
1.1. СУОТ является составной частью общей системы управления деятельностью администрации. Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом принятых на себя обязательств, специфики деятельности организации, наилучшей практики и достижений современной науки.
1.2. СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль эффективности работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
1.3. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно Политике (стратегии) организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
1.4. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (Главы администрации), с учетом потребностей и ожиданий работников администрации, а также других заинтересованных сторон.
1.5. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении.
1.6. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положения СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
1.7. При определении состава соблюдаемых работодателем норм Положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности получения травмы работником, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.
2. Политика в области охраны труда
2.1. Руководителем организации принята Политика (стратегия) в области охраны труда (далее - Политика), которая является локальным актом работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников.
2.2. Политика по охране труда:
а) направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
б) обеспечивает соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
в) включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
г) направлена на выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
д) отражает цели в области охраны труда;
е) включает обязательство работодателя на совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики деятельности организации.
2.3. При определении Политики проводится предварительный анализ состояния охраны труда совместно с работниками и обсуждение Политики с заинтересованными лицами в коллективе.
2.4. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях организации.
3. Цели в области охраны труда
3.1. Основной стратегической целью в области охраны труда, определенной Политикой организации, является обеспечение безопасных условий труда, предотвращение либо максимальное снижение возможных последствий для происшествий, связанных с рисками для здоровья работников, улучшение условий труда и культуры производственного процесса.
3.2. На основе регулярного анализа состояния условий труда и мониторинга процедур, обеспечивающих функционирование СУОТ, устанавливаются локальные цели, направленные преимущественно на поддержание безопасных условий труда и снижение профессиональных рисков для работников организации.
3.3. Количество целей определяется спецификой деятельности организации.
3.4. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения.
3.5. Цели могут корректироваться по результатам специальной оценки труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР) и оперативного контроля функционирования СУОТ.
3.6. Цели достигаются путем реализации процедур, предусмотренных разделом 5 настоящего Положения.
4. Обеспечение функционирования СУОТ
4.1. В организации принята трехуровневая структура управления и контроля в области охраны труда:
а) уровень работника – первая ступень контроля
б) уровень подразделения – вторая ступень контроля;
в) уровень работодателя – третья ступень контроля.
4.2. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами приводится в пунктах 4.3 – 4.6 настоящего Положения, а также в должностных инструкциях для соответствующих работников организации.
4.3. Каждый работник организации:
- выполняет правила внутреннего трудового распорядка и функции, возложенные трудовым договором;
- соблюдает требования охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, а также обеспечивает соблюдение трудовой дисциплины;
- проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химико-токсикологические исследования по направлению работодателя;
- проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий, несчастных случаев и микротравм (микроповреждений) на производстве;
- участвует в контроле состояния условий и охраны труда;
- содержит в чистоте свое рабочее место;
- перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;
- следит за исправностью оборудования на своем рабочем месте;
- проверяет в отношении своего рабочего места наличие и состояние проходов, а также отсутствие их захламленности и загромождения;
- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
- правильно использует средства индивидуальной защиты;
- извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;
- при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и её ликвидации;
- принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
- несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в сфере охраны труда и соблюдения трудовой дисциплины.
4.4. Начальник отдела (подразделения):
- обеспечивает безопасность подчиненных работников при эксплуатации оборудования;
- проводит все виды инструктажей (первичный, повторный, внеплановый, целевой) на рабочем месте для подчиненных работников;
- принимает меры по отстранению от работы работников, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения, с соответствующим документальным оформлением указанного факта, сообщает об этом вышестоящему руководителю;
- регулярно проверяет на своем участке состояние рабочих мест, исправность оборудования, предупредительных плакатов, надписей;
- участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
- участвует в организации управления профессиональными рисками;
- участвует в организации и проведении контроля состояния условий и охраны труда в подчиненном подразделении;
- принимает меры по предотвращению аварий в подразделении, сохранению жизни и здоровья работников, а также иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
- обеспечивает сохранение обстановки на рабочем месте, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств; в случае невозможности ее сохранения фиксирует сложившуюся обстановку (составляет схему, фото на телефон и др.), а в случае возможного развития аварии принимает необходимые предупредительные меры по обеспечению безопасности работников;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшедших с работниками подразделения, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- своевременно информирует вышестоящего руководителя об авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производственном участке;
- несет ответственность за невыполнение членами подразделения требований охраны труда;
- обеспечивает исполнение предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, а также указаний (предписаний) специалиста по охране труда.
4.5. Специалист по охране труда:
- контролирует функционирование СУОТ, информирует работников в рамках СУОТ о политике и целях в области охраны труда;
- отслеживает изменения законодательства РФ в сфере охраны труда;
- осуществляет руководство организационной работой по охране труда, координирует работу структурных подразделений организации;
- организует размещение в доступных местах наглядных пособий для проведения подготовки по охране труда;
- осуществляет контроль обеспечения работников в соответствии с ТК РФ нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
- контролирует соблюдение требований охраны труда в организации, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- осуществляет контроль состояния условий и охраны труда;
- организует разработку структурными подразделениями организации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
- осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
- участвует в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
- организует проведение обучения и проверку знаний по охране труда;
- контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
- рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ;
- участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
- участвует в управлении профессиональными рисками;
- организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях работодателя;
- организует проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
- участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
- проводит вводный инструктаж для вновь принимаемых работников;
- взаимодействует с другими подразделениями организации, комиссией по охране труда, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами надзора и контроля соблюдения требований охраны труда;
4.6. Глава администрации:
- гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
- обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
- обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;
- организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
- организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования;
- принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
- обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
- руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда между руководителями структурных подразделений и специалистом охраны труда;
- определяет ответственность руководителей структурных подразделений и специалиста по охране труда за деятельность в области охраны труда;
- организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет средств организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников (при необходимости);
- обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
- обеспечивает приобретение и выдачу за счёт средств организации специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
- обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты; - организует проведение специальной оценки условий труда;
- организует управление профессиональными рисками;
- организует и проводит контроль состояния условий и охраны труда;
- содействует работе комиссии по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
- осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
- организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
- по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные или грубые нарушения требований охраны труда.
5. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
5.1. Для достижения целей в области охраны труда в организации предусмотрены следующие процедуры:
- подготовка работников по охране труда;
- организация и проведение оценки условий труда;
- управление профессиональными рисками;
- проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
- информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
Порядок организации и проведения данных процедур приведен в пунктах 5.2 – 5.10 настоящего Положения.
5.2. Подготовка работников по охране труда проводится в соответствии с Положением об обучении и развитии персонала. Для организации данной процедуры устанавливается (определяется):
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях;
в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
г) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
д) список работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя;
е) перечень вопросов, включаемых в программу инструктажа по охране труда;
ж) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
з) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;
к) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
л) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
Документирование процедуры подготовки работников по охране труда проводится в соответствии с Положением об обучении и развитии персонала.
5.3. Организация и проведение специальной оценки условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с внесенными изменениями. При этом устанавливается:
а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
б) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организации в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
в) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя;
г) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
д) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
5.4. Оценка и управление профессиональными рисками осуществляется на всех уровнях управления и контроля в сфере охраны труда. Данная процедура определена Положением о системе управления профессиональными рисками и включает следующие мероприятия:
а) выявление (идентификация) опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
Основой для идентификации опасностей и определения уровня профессиональных рисков служат результаты специальной оценки условий труда и контроля (проверок) состояния рабочих мест.
5.5. Организация и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников осуществляется в соответствии с «Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н. Перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат медицинским осмотрам, психиатрическим освидетельствованиям, химико-токсикологическим исследованиям устанавливается на основании результатов специальной оценки условий труда. Медицинские осмотры могут также проводиться на добровольной основе (в том числе по предложениям работников, комиссии по охране труда).
5.6. Информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях осуществляется в форме:
а) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
б) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
5.7. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников осуществляется посредством следующих мероприятий:
а) обеспечение рационального использования рабочего времени;
б) обеспечение перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;
в) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.
5.8. Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется в соответствии со статьей 221 Трудового Кодекса Российской Федерации, с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств». На основании указанного нормативного документа руководитель совместно со специалистом по охране труда устанавливает (определяет):
а) наименование, реквизиты и содержание типовых норм выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (далее – СИЗ), применение которых обязательно, порядок выявления потребности в обеспечении работников СИЗ;
б) порядок обеспечения работников СИЗ, включая организацию учета средств индивидуальной защиты;
в) перечень профессий (должностей) работников и положенных им СИЗ.
5.9. Для расследования несчастных случаев на производстве следует руководствоваться следующими нормативными документами Российской Федерации: статьи 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Минтруда Российской Федерации от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»; Приказ Минздрава Российской Федерации от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве».
5.10. Процедуры регистрации, информирования, расследования и учета микротравм, произошедших с работниками, определяет Порядок по учету микротравм работников.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур
6.1. При планировании СУОТ определяются и принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
6.2. С целью планирования мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда, главой администрации утверждается План мероприятий по охране труда (далее - План).
6.11. Подготовку Плана осуществляет специалист по охране труда с привлечением к данной работе заинтересованных лиц (руководителей подразделений). План составляется на календарный год. Пересмотр и актуализация Плана проводится по мере необходимости преимущественно 1 раз в квартал.
6.12. В Плане отражаются:
а) результаты проведенного анализа состояния условий и охраны труда на предприятии;
б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
6.13. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
а) изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
б) изменения в условиях труда работников (по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР));
в) внедрение новых процессов или изменение существующих процессов, сопровождающихся изменением расположения рабочих мест.
6.14. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда учитывается имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные (функциональные) возможности.
7. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
7.1. Организация контроля функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур обеспечивает:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
7.2. Применяются следующие основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, материалов;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, изменений или внедрения нового оборудования;
г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
7.3. На предприятии принята трехступенчатая система контроля состояния условий и охраны труда:
- первая ступень контроля – в процессе участвует непосредственно работник (самоконтроль);
- вторая ступень контроля – уровень подразделения, в процессе участвует руководитель подразделения;
- третья ступень контроля – уровень организации, в процессе участвует руководитель организации (глава администрации), специалист по охране труда.
Для всех ступеней контроля предусматривается возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур при наличии соответствующей инициативы со стороны работников.
7.4. На первой и второй ступенях контроля обнаруженные несоответствия устраняются непосредственно работником, обнаружившим нарушения требований, либо (при отсутствии возможности или права устранить несоответствие, принимаются меры по информированию вышестоящего руководителя, который определяет последующие действия по устранению несоответствия. Результаты контроля отражаются в оперативном журнале произвольной формы, например, в журнале замечаний по работе оборудования и состояния рабочих мест.
7.5. Результаты третьей ступени контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта проверки, экземпляр которого направляется лицу, ответственному за безопасное состояние рабочих мест, либо издается распорядительный документ с мероприятиями по устранению несоответствий.
7.6. В случаях, когда в ходе проведения контроля выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного возникновения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия, направленные на снижение профессионального риска.
7.7. Периодичность контроля:
- первая ступень – постоянный ежедневный контроль;
- вторая ступень – не реже одного раза в неделю;
- третья ступень – не реже одного раза в месяц.
8. Планирование улучшений функционирования СУОТ
8.1. Планирование улучшения функционирования СУОТ устанавливается в зависимости от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательности учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, микротравм (микроповреждений), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников.
8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ проводится анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения целей организации в области охраны труда;
б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей руководства, отраженных в Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных на всех уровнях управления и контроля по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профзаболевания
9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в соответствии со спецификой деятельности организации проводится выявление потенциально возможных аварий и выработка действий в случае их возникновения.
9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
в) не возобновление работы в условиях аварии;
г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий.
9.3. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
10. Управление документами СУОТ
10.1. Локальные нормативные акты (Положения, Порядки, Инструкции по охране труда и др.) утверждаются Главой администрации.
10.2. Порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, в частности, инструкций по охране труда устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении охраны труда».
10.3. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ, в частности, сведения об инструктажах и обучении работников по охране труда;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования СУОТ.
11. Ответственность
11.1. Должностные лица и работники, виновные в нарушениях требований безопасности и условий охраны труда, несут ответственность в пределах своих должностных и функциональных обязанностей в дисциплинарном, административном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11.2. Знание требований настоящего Положения учитывается при аттестации и утверждении в должности руководителей, специалистов. Невыполнение требований данного Положения рассматривается как несоответствие работника занимаемой должности.
11.3. К лицу, допустившему нарушения требований безопасности, применяются в зависимости от характера нарушения следующие меры воздействия:
- проведение внепланового инструктажа по охране труда;
- проведение внеочередной проверки знаний по охране труда;
- объявление дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение из организации) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.