20 июня 2017

Долги родителей по коммунальным платежам приводят к нарушению прав детей

К Уполномоченному по правам ребёнка поступает немало обращений от родителей, у которых отключили электричество или водоснабжение за долги по оплате коммунальных услуг.

Уполномоченный разъясняет, что родители, которые не платят своевременно за коммунальные услуги по месту проживания своих детей, сами нарушают права и интересы своих детей, создавая условия для отключения этих услуг.

 С 1 июня 2016 года в России начала действовать упрощенная процедура взыскания долгов за жилищные и коммунальные услуги. Теперь, если сумма долга не превышает 500 тысяч рублей, коммунальщикам достаточно обратиться в мировой суд по месту жительства должника. Суд на основании представленных документов и без вызова сторон в течение 5 дней вынесет судебный приказ. Если долгов накопилось за три месяца и более, должнику может быть выслано уведомление о возникновении задолженности и приостановлении или даже отключении услуг. Отключение света или воды - уже достаточно действенная мера, чтобы вразумить должника. Но если она не работает, коммунальщики могут обратиться в суд за взысканием долга. Причём по новому порядку судья выносит решение единолично, на основании представленных ему документов. Вызывать стороны он не обязан. Теперь коммунальщикам не обязательно затевать судебные процессы с каждым жильцом. Заявления о взыскании долгов они могут готовить "оптом". Взыскиваться могут как деньги, так и движимое имущество. Материальные ценности изымут за долги только в том случае, если другие способы погасить задолженность не дали результата. С тех, кто не может заплатить, долг будет взыскиваться судебными приставами, которые могут наложить арест на имущество должника (счета в банке, недвижимость, ценные вещи) и вынести запрет на выезд из страны. В законе нет категорий-исключений, то есть упрощенный порядок применим ко всем, в том числе малоимущим или многодетным собственникам.

С 1 января 2017 года Постановлением Правительства России упрощена процедура предупреждения должника о предстоящем отключении от поставки электричества. Ранее неплательщику перед отключением вручалось минимум два раза уведомление и давалось в общей сложности 50 дней на погашение долга. Теперь достаточно всего одного предупреждения, а срок на погашение задолженности – 30 дней. Уведомление же о приостановлении энергоснабжения можно теперь отправлять любым способом. Это может быть сообщение по электронной почте, СМС-сообщение, предупреждение на сайте компании-поставщика услуг, информационное сообщение в квитанции или телефонный звонок с записью разговора.

Поставщикам ресурсов также дана возможность чаще контролировать клиентов. Обновлённые правила разрешают поставщикам электроэнергии навещать потребителей 4 раза в год.

Уполномоченный обращает внимание родителей на их ответственность за создание комфортных условий жизни своим детям и рекомендует не доводить дело до отключения коммунальных услуг, а тем более до суда. Если у собственника сложная жизненная ситуация, то следует обратиться в управляющую компанию с просьбой предоставить отсрочку по платежам. В этом случае управляющая компания не будет спешить с подачей в суд и, не исключено, не станет начислять пени.

 

 

Пресс-служба уполномоченного по правам ребенка

в Ленинградской области