ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТРАНСПОРТЕ

В городской среде

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 утверждены Правила дорожного движения.

Правила закреплено понятие – «Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства,

«Механическое транспортное средство» - транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Профилактика или предупреждение дорожно-транспортных происшествий это система мер экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера, проводимых государственными органами и общественными организациями в целях снижения уровня аварийности на автомототранспорте, устранения ее причин, обеспечения безопасности дорожного движения. Основным средством профилактики являются правовое воспитание и правовая пропаганда.

Одним из наиболее значимых направлений государства является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Федеральным законом «О транспортной безопасности» дается понятие зоне транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

Важно также понимать, что относится к объектам транспортной инфраструктуры:

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации (подземный, наземный или надземный остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров, в том числе вестибюли, эскалаторы или лестницы, платформенные и средние залы, помещения для обслуживания пассажиров, электродепо)

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения,

ж) аэродромы и аэропорты;

з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;

и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование,

Этим же законом закреплено понятие перевозчика юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Транспортная безопасность состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования. К ним относятся: транспортные средства автомобильного транспорта, воздушные суда гражданской авиации, транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Административная ответственность по общим правилам (ст. 2.3 КоАП РФ) установлена с 16 лет.

Следует помнить, что посягая на безопасность функционирования воздушного, железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта, метрополитена, тем самым нарушаются и общественные отношения, характеризующие жизнь и здоровье человека, собственность, природную среду, составляющие содержание объекта.

Кто знает, какие правонарушения, совершаемые на городском транспорте, относятся к наиболее распространенным?

Что такое безбилетный проезд?

Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд по единому билету, срок действия которого истек).

Статья 11.18 КоАП РФ- Безбилетный проезд                     

3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;

4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

2. Безбилетный полет на судне воздушного транспорта влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.

З. Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

4, Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, -влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.

Еще один наиболее распространенный вопрос, как должен поступить контролер на транспорте?

 

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» закреплено, что Безбилетным является лицо:

а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;

б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;

в) предъявившее поддельный билет;

г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;

д) предъявившее ранее использованный билет;

е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит проезд до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства.

Например, Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом»

Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов, не предусматривающих условие получения обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), при наличии установленного такого тарифа перевозчиком, в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.

Статья 41 Закона СПб «Об административных правонарушениях в СПб» - нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге

  1. Проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге без проездного билета влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
  2. Провоз багажа в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге без оплаты влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей за каждое место багажа.

З. Проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге в пачкающей одежде, провоз предметов, загрязняющих подвижной состав или одежду пассажиров, влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

4. Нарушение установленных уполномоченным органом государственной власти Санкт-Петербурга правил провоза домашних животных в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Контроль осуществляется контролирующими лицами контролерами-ревизорами, на которых нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен такой контроль.

 

Город и железная дорога

Следующим наиболее распространенным правонарушением является проход по железнодорожным путям в неустановленных местах, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения гражданами правил прохода по железнодорожным путям,

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют действия, заключающиеся в нарушении гражданами правил прохода по железнодорожным путям.

Согласно Закону, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены.

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность.

Зачастую четкой организации работы железнодорожного транспорта мешают и иные противоправные деяния сверстников.

 
   


Битье стекол в проезжающих электропоездах, порча мягких сидений, диванов, обшивки, разбиваются стекла вагонов, стены пачкаются циничными надписями. Все это травмоопасно для пассажиров и приносит вред имуществу (ст. 7.17 КоАП РФ, например, ст. 214 УК РФ - находясь на платформе одной из железнодорожных станций из хулиганских побуждений, с целью порчи имущества на общественном нанесение удара стеклянной бутылкой из-под пива объемом 0,5 литра по стеклопакету двери вагона электропоезда, осуществлявшего стоянку на платформе, тем самым причинив ОАО ”РЖД” материальный ущерб).

Следственная практика свидетельствует, что к наиболее типичным транспортным происшествиям на железных дорогах является, в том числе, наложение на путь посторонних предметов, т.е., совершение правонарушений по ст. 11.1 КоАП РФ Действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

 

 

 

Зацепинг - кто знает, что это такое?

 

К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.

Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.

Экстремальное поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфиш* (от англ. Train surfmg), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Что может привлекать в таком способе передвижения?

-получение удовольствия от скорости и процесса езды;

-                     расширенный обзор окружающей местности;   возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

-                     возможность сэкономить на оплате проезда;

-                     возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении.

«Зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы.

 

ОПАСНОСТИ

 

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних:

-        потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук.

-        соскальзывание с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра           

-        поражение    электрическим          током  при проезде   на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;

-        столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;

-        падение на рельсовый путь под колеса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами.

Что еще несовершеннолетние совершают на объектах транспорта?

Курение на платформе — нарушение ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (ст. 6,24 ч. 1 КоАП РФ)

Мелкое хулиганство (нецензурная брань, иные действия, нарушающие общественный порядок) (ст. 20.1 КоАП РФ)

Распитие алкогольной продукции (ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ)

Появление в общественном месте в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ, 20.22 КоАП РФ — для несовершеннолетних до 16 лет)

За какие правонарушения на транспорте наиболее часто еще несут ответственность несовершеннолетние:

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), квалифицируется по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ.

Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 20 некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“).

В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия (ч. З ст. 24.5 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч. ст, 2.3 КоАП РФ).

Часть 1 ст. 11,1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за:

повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования; сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

 

Статья 19 Воздушного кодекса РФ гласит:

Нарушение федеральных правил использование воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации,

Правила поведения для Пассажиров, принимаются воздушными перевозчиками м в целях соблюдения безопасности полетов, повышения качества предоставляемых услуг, предупреждения нарушений общественного порядка и других правонарушений, совершаемых на борту воздушных судов и на территории наземных объектов гражданской авиации, Эти правила предусматривают права, обязанности и запреты для пассажиров, конкретизируют санкции за нарушение этих правил и соответствующих нормативных правовых актов.

Действия:

- представляющие    опасность      для      полета            (например, несанкционированное проникновение и передвижение по территории обеспечения полетов, повреждение аэродромных знаков и прочие действия (ст. 1 1 .З КоАП РФ)

- несоблюдение правил пользования воздушным судном, например, нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна

Часть 4 ст. 1 .17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна.

- нарушение требований авиационной безопасности (пронос запрещенных предметов на борт, игнорирование обязанности по осуществлению мероприятий и процедур, связанных с безопасностью) — ст.11.3.1 КоАП РФ

 

Водный транспорт

Наиболее часто совершаемыми несовершеннолетними действиями являются: выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего одного транспорта

Часть 2 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта.

Совершение указанного деяния влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать граждане.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.